category: Конструкционные металлические материалы
Структура и свойства массивных плит толщиной более 70 мм из алюминиевых сплавов В95пч/очТ2, АК4-1чТ1 и 1163Т
доклад на конференции «Перспективные высокопрочные алюминиевые сплавы для изделий авиационной, ракетной и атомной техники» (посвящается 100-летию со дня рождения к.т.н. Е.И. Кутайцевой), Москва, ВИАМ, 6 ноября 2014 г.
Массивные катаные плиты являются одним из распространенных видов полуфабрикатов авиационного назначения, и в последние годы обострился интерес к использованию массивных плит из указанных сплавов толщиной свыше 70 мм. Однако при прокатке массивных плит ухудшаются механические и, в большей степени, эксплуатационные свойства (пластичность, вязкость разрушения, сопротивление усталости, коррозионные характеристики), особенно в высотном и поперечном направлениях.
Установлено, что на основании совокупности результатов исследований плит и анализа зарубежной документации целесообразно для плит толщиной более 70 мм вести контроль механических свойств и вязкости разрушения в трех направлениях.
Keywords: массивные катаные плиты, прокаливаемость, примеси, микроструктура

ЛИТЕРАТУРА
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012, №S, с. 7–17.
2. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение //Все материалы: Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2–14.
3. Каблов Е.Н. Современные материалы – основа инновационной модернизации России //Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10–15.
4. Скорняков В.И., Антипов В.В., Семовских Е.В. Развитие металлургического производства Каменск-Уральского металлургического завода для полуфабрикатов из новых алюминиевых сплавов // Цветные металлы. 2013. №9. С. 30–33.
5. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ - для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 5-6.
6. Скорняков В.И., Антипов В.В. Инновационный характер сотрудничества ОАО «КУМЗ» и ФГУП «ВИАМ» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 11-14.
7. Ovsyannikov B.V. Beware of Grain Refinement //Aluminium Alloys. 2014.
ICAA – 14, Trondheim, Norway, 2014. p. 143–149.
8. Алюминиевые сплавы //Справочник в 6-ти томах, М. Металлургия,
1984–1985 гг. под ред. И.Н. Фридляндера, Ф.И. Квасова, В.И. Добаткина,
В.А. Ливанова, А.Ф. Белова, Р.Е. Шалина.
9. Цветные металлы и сплавы //Энциклопедия «Машиностроение», Алюминий и алюминиевые сплавы. 2001. с. 10–204. Под ред. И.Н. Фридляндера, Е.Н. Каблова.
10. В.В. Телешов, Л.Г. Березин, Л.С. Осокин, А.П. Суббота, И.П. Цыплухин. Микроструктура слитка сплава АК4-1ч и ее наследственное влияние на структуру катаной плиты // Цветные металлы и сплавы. 1997. №11–12. С. 93–98.
11. Aluminum Standards and Data. The Aluminum Association. USA. 2006, p. 6–15.
12. MIL HDBK 5H. Chance Notic 1. 1 October 2001. p. 3.11–3.13.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.