№1 | №2 | №3-4 | №5-6


1.
рубрика: ЖАРОПРОЧНЫЕ СТАЛИ И СПЛАВЫ
УДК 669.018.44:669.245
М.М. Бакрадзе1, Э.Г. Аргинбаева1, Н.В. Петрушин1, С.В. Овсепян1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕЙНЫХ НИКЕЛЕВЫХ И ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ГТД
    Приведены этапы развития направления литейных жаропрочных сплавов для высокотемпературных ответственных деталей газотурбинных двигателей – разработка первых жаропрочных никелевых сплавов с поликристаллической структурой, переход к направленной и монокристаллической структурам, методы расчета химического состава сплавов, появление интерметаллидных и естественно-композиционных материалов, а также особенности технологий изготовления из них деталей.
    Ключевые слова: никелевые сплавы, интерметаллид, естественные композиты, жаропрочность.


    2.
    рубрика: ЖАРОПРОЧНЫЕ СТАЛИ И СПЛАВЫ
    УДК 669.017:669.018.44
    О.Г. Оспенникова1, Л.И. Рассохина1, О.Н. Битюцкая1, М.В. Гамазина1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИТЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИТЕЙНОГО ВАРИАНТА СПЛАВА ВЖ159 ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ФАСОННЫХ ОТЛИВОК ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    Представлены результаты исследований литейных технологических свойств и основных прочностных характеристик литейного варианта сплава ВЖ159, превосходящего по свойствам жаропрочный сплав на никель-хромовой основе ЭП648. Сплав ВЖ159 обладает высокими характеристиками свариваемости, в том числе в термоупрочненном состоянии, что обеспечивает ремонтопригодность деталей и сварных узлов из него. Сделаны выводы о том, что использование сплава ВЖ159 представляется возможным для изготовления фасонных отливок деталей авиационных двигателей.
    Ключевые слова: сплав ВЖ159, литейные свойства, фасонные детали, газотурбинные двигатели, прочностные характеристики, линейная усадка, объемная усадка.


    3.
    рубрика: Спеченные, керамические, углеродные материалы и стекло
    УДК 666.7
    Н.М. Варрик1, В.Г. Максимов1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ВОЛОКНИСТЫЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ОКСИДА ЦИРКОНИЯ ДЛЯ СЕПАРАТОРОВ ЩЕЛОЧНЫХ БАТАРЕЙ
    Проведена оценка возможности создания пористого гибкого диэлектрического композиционного материала на основе тугоплавких оксидных волокон для сепараторов химических источников тока: щелочных аккумуляторов, предназначенных для систем электропитания летательных аппаратов, судовых, автомобильных и бытовых аккумуляторов. Проведен сравнительный анализ свойств сепарационных материалов трех видов, установлена возможность получения пористого композиционного материала на основе волокон оксида циркония, обладающего высокой устойчивостью к воздействию концентрированного щелочного раствора и удовлетворительной механической прочностью. Исследование полученных образцов показало, что волокна оксида циркония, обладающие высокой термостойкостью и химической стойкостью, особенно к воздействию щелочей, имеют хорошие перспективы для изготовления сепараторов щелочных аккумуляторных батарей, особенно в тех случаях, когда необходимо сочетание высоких энергетических характеристик с повышенной надежностью и сроком службы.
    Ключевые слова: волокно оксида циркония, сепаратор щелочного аккумулятора, волокнистый керамический материал.


    4.
    рубрика: Композиционные материалы
    УДК 620.1:678.8
    В.В. Махсидов1, В.А. Резников1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗРАБОТКУ ТЕХНОЛОГИИ ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ПКМ
    За последнее время объем применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) значительно возрос и продолжает увеличиваться. Несмотря на очевидные преимущества ПКМ, существует ряд факторов, которые значительно ограничивают их широкое применение в изделиях, эксплуатирующихся длительное время, например, в авиационной технике. Для ряда воздушных судов, например военной или специальной авиации, ресурс реальной конструкции и ресурс, определяемый расчетным методом, могут значительно отличаться, что затрудняет оценку остаточного ресурса и обычно ведет к преждевременному съему и утилизации дорогостоящего узла или изделия в целом. Это одна из причин, требующая периодической диагностики конструкции и оценки остаточного ресурса конструкции авиационной техники. С точки зрения встроенного контроля материала конструкции перспективными являются оптические волоконные датчики на основе брэгговской решетки. В данной работе представлены основные зарубежные проекты, направленные на разработку технологии встроенного контроля конструкций из ПКМ.
    Ключевые слова: оптоволоконный чувствительный элемент, волоконная брэгговская решетка, деформация, полимерный композиционный материал, углепластик, встроенный контроль.


    5.
    рубрика: Композиционные материалы
    УДК 620.1:678.8
    В.В. Махсидов1, Р.Р. Мухаметов1, И.Н. Гуляев1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ВЛИЯНИЕ ОБОЛОЧКИ ОПТОВОЛОКНА НА ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ВОЛОКОННЫХ БРЭГГОВСКИХ РЕШЕТОК
    Волоконные брэгговские решетки (ВБР) являются перспективной основой датчиков определения деформации и начинают все шире применяться в измерительных системах для различных конструкций. Более того, исследуется возможность применения таких ВБР в системе встроенного контроля элементов конструкций из полимерных композиционных материалов в ряде отраслей промышленности, в частности для элементов конструкций авиационного назначения. Введение в структуру композиционных материалов дополнительных элементов (сенсоров) приводит к появлению дополнительных границ раздела, в результате чего встраиваемый элемент способствует возникновению дополнительной структурной неоднородности и может оказаться источником снижения прочности композита, а также сказаться на механических свойствах материала в целом. В данной работе опробован способ измерения деформации образцов углепластика с помощью интегрированной ВБР, в основе которого лежит метод калибровки, и показано влияние типа защитной полимерной оболочки оптоволокна на точность и стабильность определения деформации материала. Показано, что измерение деформации предложенным способом дает сравнимые результаты с измерениями с помощью экстензометра и тензодатчика.
    Ключевые слова: оптоволокно, волоконная брэгговская решетка, деформация, углепластик, защитная оболочка, адгезия.


    6.
    рубрика: Клеи и герметики
    УДК 621.792.053:678.046.3
    А.П. Петрова1, Н.Ф. Лукина1, Б.Ф. Павлюк1, А.Ю. Исаев1, К.Л. Беседнов1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • НАПОЛНИТЕЛИ ДЛЯ ТОКОПРОВОДЯЩИХ КЛЕЕВ (обзор литературы)
    Приведен обзор научно-технической литературы и патентов по наполнителям, используемым в составе токопроводящих клеев для придания им свойств электропроводности. Для составления обзора проведен поиск, отбор, систематизация и анализ научно-технической и патентной литературы по странам: Россия, США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Китай. Ретроспектива поиска составила 27 лет. Определены наиболее часто используемые в составе токопроводящих клеев наполнители, преимущества и недостатки каждого из наполнителей, уровень достигаемой электропроводности. Показано влияние формы частиц наполнителей на величину электропроводности.
    Ключевые слова: наполнитель, электропроводность, токопроводящая композиция, электропроводящий клей, серебряный порошок, удельное объемное электрическое сопротивление, структура наполнителя.


    7.
    рубрика: Клеи и герметики
    УДК 665.939.5
    А.П. Петрова1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ВЛИЯНИЕ КАРБОРАНОВЫХ ГРУПП НА ПРОЦЕССЫ ОТВЕРЖДЕНИЯ КАРБОРАНСОДЕРЖАЩИХ КЛЕЕВ РАЗЛИЧНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ Часть 2. Отверждение карборансодержащих полиуретановых и силоксановых клеев
    Рассмотрены механизмы отверждения клеев, в составе которых использованы карборансодержащие компоненты. Исследованы процессы отверждения в карборансодержащих, полиуретановых и силоксановых клеях. Исследования проводили с применением методов ИК спектроскопии, термогравиметрического анализа (ТГА), дифференциального термического анализа (ДТА) и по изменению содержания растворимой фракции в отвержденных композициях. Показано влияние строения карборановых групп на процессы отверждения. Приведены результаты экспериментов по снижению температуры отверждения карборансодержащих клеевых композиций.
    Ключевые слова: карбораны, полиуретаны, силоксаны, клеи, отверждение, катализаторы отверждения, ИК спектры, ТГА, прочность клеевых соединений, термомеханические характеристики, дилатометрия, рентгеноструктурный анализ, дифрактограмма.


    8.
    рубрика: Испытания материалов и конструкций
    УДК 678.06:629.7
    И.С. Наумов1, П.С. Мараховский1, А.П. Петрова1, Д.Я. Баринов1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ТЕРМОГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ РЕЗИН ПОНИЖЕННОЙ ГОРЮЧЕСТИ В СРЕДЕ ИНЕРТНОГО ГАЗА (АРГОНА)
    Проведен термогравиметрический анализ в среде аргона резин уплотнительного назначения, в том числе резин, обладающих пониженной горючестью, как в исходном состоянии, так и с добавлением тонкодисперсных антипиренов. Исследовано влияние используемых антипиренов на термогравиметрические характеристики полученных резин с пониженной горючестью.
    Ключевые слова: кремнийорганическая и этиленпропилен-диеновая резины, антипирен, горючесть, гидроксид алюминия, гидроксид магния, декабромдифенилоксид, ТГ-анализ.


    9.
    рубрика: Испытания материалов и конструкций
    УДК 669.018.44:620.178.322.2
    М.С. Беляев1, М.А. Горбовец1, В.А. Шведов1
  • [1] Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
  • ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ИСПЫТАНИЙ НА МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ И ПАРАМЕТРЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ ЖАРОПРОЧНОГО СПЛАВА ВЖ175
    Исследование малоцикловой усталости жаропрочного никелевого сплава ВЖ175 проведено при заданной полной деформации Δεt и температурах 20, 650, 750°С. Испытаны гладкие образцы диаметром 5,0 мм при частоте нагружения 1 Гц на базе 104 циклов. Проанализировано изменение петель упругопластического гистерезиса в зависимости от числа циклов и температуры испытания. Ширина петли гистерезиса εн неоднозначно изменяется в зависимости от температуры. Построены средние линии МЦУ и определены значения пределов выносливости. Сплав ВЖ175 обладает наиболее высоким пределом МЦУ при комнатной температуре. Определены также характеристики МЦУ по параметру накопленной деформации εн.
    Ключевые слова: малоцикловая усталость (МЦУ), упругопластический гистерезис, накопленная деформация, характеристики МЦУ, сплав ВЖ175.