category: Испытания материалов и конструкций
Разрушение стали 20Х3МВФ в условиях статического и циклического нагружения
доклад на IV Всероссийской конференции по испытаниям и исследованиям свойств материалов «ТестМат-2014», Геленджик, ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова, 19-20 июня 2014 г.
Исследованы особенности эксплуатационного разрушения конических шестерен редуктора главного привода газотурбинного двигателя (ГТД), изготовленных из стали 20Х3МВФ, и усталостного разрушения образцов с V-образным надрезом из той же стали. Установлено, что разрушение конических шестерен обусловлено многоцикловой усталостью, развивающейся в условиях преимущественного сжатия в зоне сопряжения рабочей поверхности зуба с межзубцовой впадиной со стороны малого модуля на стадии запуска ГТД.
Keywords: фрактографическое исследование, усталостное разрушение, сталь.

ЛИТЕРАТУРА
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Каблов Е.Н. Конструкционные и функциональные материалы - основа экономического и научно-технического развития России // Вопросы материаловедения. 2006. №1. С. 64–67.
3. Каблов Е.Н. Авиакосмическое материаловедение // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2008. №3. С. 2–14.
4. Громов В.И., Курпякова Н.А., Седов О.В., Коробова Е.Н. Вакуумная и ионно-плазменная химико-термическая обработка ответственных деталей газотурбинных двигателей/ 1 Авиационные материалы и технологии. 2012.NQ S. С. 147–156.
5. Пат. 2358019 РФ. Способ химико-термической обработки деталей из конструкционных сталей. Е.Н. Коробова, Е.Н. Каблов, А.Б. Шалькевич и др.
6. Тишаев С.И., Орлов М.Р., Колесников В.А. О природе «бейнитной» хрупкости вторичнотвердеющих сталей //Изв. АН СССР. Металлы. 1985. No. 4. С. 143–149.
7. Тишаев С.И., Орлов М.Р., Дегтярев В.Н. Влияние никеля и марганца на «бейнитную» хрупкость вторичнотвердеющих Cr–Mo–V сталей// Изв. АН СССР. Металлы.1986. No 1. С. 157–164.
8. Орлов М.Р., Оспенникова О.Г., Громов В.И. Замедленное разрушение стали 38ХН3МА в процессе длительной эксплуатации// Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. Спец. вып. «Перспективные конструкционные материалы и технологии». С. 5–12.
9. Орлов М.Р., Оспенникова О.Г., Громов В.И. Развитие механизмов водородной и бейнитной хрупкости конструкционной стали в процессе эксплуатации крупногабаритных конструкций // Авиационные материалы и технологии. 2012. No. S. С. 88–93.
10. Тарасенко Л.В., Титов В.И., Уткина А.Н. Свойства и фазовый состав высокоуглеродистой стали для зубчатых колес авиационной техники // Металлургия машиностроения. 2012. № 3. С. 10–14.
11. Трощенко В.Т., Красовский А.Я, Покровский В.В., Сосновский Л.А., Стрижало В.А. Сопротивление материалов деформированию и разрушению: Справочное пособие. Ч. 1. Киев: Наукова думка, 1993. 288 с.
12. Банас И.П., Морозова Л.В., Коробова К.Н., Седов О.В. Остаточные сжимающие напряжения и дефекты слоев, упрочненных химико-термической обработкой // Металлург. 2013. No. 7. С. 66–68.
13. Громов В.И., Уткина А.Н., Курпякова Н.А. Дисперсионное твердение цементованного слоя теплостойких сталей мартенситного класса при термической обработке // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. Спец. вып. «Перспективные конструкционные материалы и технологии». С. 137–142.
Вы можете оставить комментарий к статье. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.