1.
рубрика: Конструкционные металлические материалы
О.Г. Оспенникова1
Перспективы развития жаропрочных литейных и деформируемых сплавов, защитных покрытий для деталей ГТД
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В работе выполнен анализ научно-технического развития в области разработки и применения жаропрочных сплавов и сталей для перспективных ГТД, сложившиеся мировые тенденции, а также сырьевые и ресурсные возможности. Представлены основные новейшие технологии в области материаловедения жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, которые должны стать основой для формирования мощного научно-технологического комплекса, создания центров глобальной компетенции, включая высокотехнологичные производства, обеспечивающие достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям. Представлены основные направления реализации мероприятий по созданию нового поколения жаропрочных литейных и деформируемых сплавов и сталей, защитных покрытий для деталей ГТД в рамках Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки до 2030 года для развития российского двигателестроения, что позволит обеспечить создание принципиально новы
Ключевые слова: жаропрочные сплавы, защитные и теплозащитные покрытия, направленная кристаллизация, изотермическая д
Список литературы
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 19–36.
3. Смирнов А.В. Исследование и прогнозирование развития гражданского авиационного двигателестроения как сложной системы / Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Секция "Авиация и воздухоплавание". 2006.
4. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Елютин Е.С. Монокристаллические жаропрочные сплавы для газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Спец. выпуск «Перспективные конструкционные материалы и технологии». 2011. С.38-52.
5. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Литейные конструкционные сплавы на основе алюминида никеля // Двигатель. 2010. № 4. С.22-26.
6. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Материалы для высокотеплонагруженых газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. С. 13−19.
7. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Суворова В.А. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных сплавов с монокристаллической и композиционной структурой // Авиационные материалы и технологии. 2012. № 1. С. 3-8.
8. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Сурова В.А., Каблов Д.Е. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных и интерметаллидных сплавов с монокристаллической структурой // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. С. 20-26.
9. Каблов Е.Н. Литые лопатки газотурбинных двигателей. М.: МИСиС. 2001. 632 с.
10. Каблов Е.Н., Герасимов В.В., Висик Е.М. Технология крупногабаритного литья деталей ГТД и ГТУ с направленной и монокристаллической структурой и оборудование для их получения / В сб. «Труды международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика С.Т. Кишкина». М. ВИАМ. 2006, стр.263-269.
11. Каблов Е.Н., Сидоров В.В., Ригин В.Е., Горюнов А.В. Современные технологии получения прутковых заготовок из литейных жаропрочных сплавов нового поколения // Авиационные материалы и технологии: 2012. №S. С. 97−105.
12. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Сидоров В.В., Ригин В.Е. Производство литых прутковых (шихтовых заготовок) из современных литейных высокожаропрочных никелевых сплавов/ В сб. «Труды научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития металлургии и машиностроения с использованием завершенных фундаментальных исследований и НИОКР». Екатеринбург. УроРАН. 2011. стр.31-38.
13. Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М., Мазалов И.С. Высокотемпературные жаропрочные никелевые сплавы для деталей газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 52-57.
14. Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М. Новый жаропрочный никелевый сплав для дисков газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных установок (ГТУ) // Материаловедение. 2010. №7. С. 24-28.
15. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Комплексная инновационная технология изотермической штамповки на воздухе в режиме сверхпластичности дисков из супержаропрочных сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 129-140.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 19–36.
3. Смирнов А.В. Исследование и прогнозирование развития гражданского авиационного двигателестроения как сложной системы / Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Секция "Авиация и воздухоплавание". 2006.
4. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Елютин Е.С. Монокристаллические жаропрочные сплавы для газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Спец. выпуск «Перспективные конструкционные материалы и технологии». 2011. С.38-52.
5. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Литейные конструкционные сплавы на основе алюминида никеля // Двигатель. 2010. № 4. С.22-26.
6. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Базылева О.А. Материалы для высокотеплонагруженых газотурбинных двигателей //Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. С. 13−19.
7. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Суворова В.А. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных сплавов с монокристаллической и композиционной структурой // Авиационные материалы и технологии. 2012. № 1. С. 3-8.
8. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Сурова В.А., Каблов Д.Е. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных и интерметаллидных сплавов с монокристаллической структурой // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. С. 20-26.
9. Каблов Е.Н. Литые лопатки газотурбинных двигателей. М.: МИСиС. 2001. 632 с.
10. Каблов Е.Н., Герасимов В.В., Висик Е.М. Технология крупногабаритного литья деталей ГТД и ГТУ с направленной и монокристаллической структурой и оборудование для их получения / В сб. «Труды международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика С.Т. Кишкина». М. ВИАМ. 2006, стр.263-269.
11. Каблов Е.Н., Сидоров В.В., Ригин В.Е., Горюнов А.В. Современные технологии получения прутковых заготовок из литейных жаропрочных сплавов нового поколения // Авиационные материалы и технологии: 2012. №S. С. 97−105.
12. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Сидоров В.В., Ригин В.Е. Производство литых прутковых (шихтовых заготовок) из современных литейных высокожаропрочных никелевых сплавов/ В сб. «Труды научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития металлургии и машиностроения с использованием завершенных фундаментальных исследований и НИОКР». Екатеринбург. УроРАН. 2011. стр.31-38.
13. Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М., Мазалов И.С. Высокотемпературные жаропрочные никелевые сплавы для деталей газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 52-57.
14. Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М. Новый жаропрочный никелевый сплав для дисков газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных установок (ГТУ) // Материаловедение. 2010. №7. С. 24-28.
15. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С. Комплексная инновационная технология изотермической штамповки на воздухе в режиме сверхпластичности дисков из супержаропрочных сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 129-140.
2.
рубрика: Конструкционные металлические материалы
В.В. Антипов1
Металлические материалы нового поколения для планера перспективных изделий авиационно-космической техники
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
Статья посвящена современным исследованиям конструкционных легких сплавов, проводимым сотрудниками ФГУП «ВИАМ», в том числе алюминиевых, магниевых, титановых и металлополимерных КМ. Алюминиевые сплавы занимают важное место среди конструкционных материалов благодаря сочетанию высокой удельной прочности, коррозионной стойкости, хорошей технологичности, их широко применяют в различных областях машиностроения. Магниевые сплавы в настоящее время вызывают особый интерес у конструкторов авиационной и космической техники.
Ключевые слова: алюминий-литиевые сплавы, СИАЛ, GLARE, РЗМ.
Список литературы
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 19–36.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
4. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 157–167.
5. Постнов В.И., Сенаторова О.Г., Каримова С.А. и др. Особенности формования крупногабаритных листов металлополимерных КМ, их структура и свойства //Авиационные материалы и технологии. 2009. № 4. С. 23-32.
6. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В. Исследование пожаростойкости слоистых гибридных алюмостеклопластиков класса СИАЛ // Труды ВИАМ. 2013. №3. С.4.
7. Сенаторова О.Г., Антипов В.В., Попов В.И. и др. Высокопрочные трещиностойкие легкие слоистые алюмостеклопластики класса СИАЛ – перспективный материал для авиационных конструкций // Технология легких сплавов. 2009. №2. С. 28-31.
8. Клочкова Ю.Ю., Грушко О.Е., Ланцова Л.П. и др. Освоение в промышленном производстве полуфабрикатов из перспективного алюминийлитиевого сплава В-1469 //Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С. 8‒12.
9. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития // Труды ВИАМ. 2013. №2. С.4.
10. Волкова Е.Ф., Морозова Г.И. Роль водорода в деформируемых магниевых сплавах системы Mg-Zn-Zr-РЗМ // МиТОМ. 2008. №3. С. 13-17.
11. Волкова Е.Ф., Антипов В.В. магниевые деформируемые сплавы // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. № 5. С. 20-26.
12. Бецофен С.Я., Волкова Е.Ф., Колобов Ю.Р и др. Исследование текстуры и анизотропии механических свойств сплавов магния с РЗМ // Технология легких сплавов. 2012. № 1. С. 31-38.
13. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и высоких технологий будущего // Труды ВИАМ. 2013. №2. С.1.
14. Дуюнова В. А., Гончаренко Е. С., Мухина И. Ю. и др. Научное наследие академика И. Н. Фридляндера. Современные исследования магниевых и литейных алюминиевых сплавов в ВИАМе // Цветные металлы. 2013. № 9. С. 71-78.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 19–36.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 157–167.
4. Тарасов Ю.М., Антипов В.В. Новые материалы ВИАМ для перспективной авиационной техники производства ОАО «ОАК» //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 157–167.
5. Постнов В.И., Сенаторова О.Г., Каримова С.А. и др. Особенности формования крупногабаритных листов металлополимерных КМ, их структура и свойства //Авиационные материалы и технологии. 2009. № 4. С. 23-32.
6. Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Сидельников В.В. Исследование пожаростойкости слоистых гибридных алюмостеклопластиков класса СИАЛ // Труды ВИАМ. 2013. №3. С.4.
7. Сенаторова О.Г., Антипов В.В., Попов В.И. и др. Высокопрочные трещиностойкие легкие слоистые алюмостеклопластики класса СИАЛ – перспективный материал для авиационных конструкций // Технология легких сплавов. 2009. №2. С. 28-31.
8. Клочкова Ю.Ю., Грушко О.Е., Ланцова Л.П. и др. Освоение в промышленном производстве полуфабрикатов из перспективного алюминийлитиевого сплава В-1469 //Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С. 8‒12.
9. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития // Труды ВИАМ. 2013. №2. С.4.
10. Волкова Е.Ф., Морозова Г.И. Роль водорода в деформируемых магниевых сплавах системы Mg-Zn-Zr-РЗМ // МиТОМ. 2008. №3. С. 13-17.
11. Волкова Е.Ф., Антипов В.В. магниевые деформируемые сплавы // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. № 5. С. 20-26.
12. Бецофен С.Я., Волкова Е.Ф., Колобов Ю.Р и др. Исследование текстуры и анизотропии механических свойств сплавов магния с РЗМ // Технология легких сплавов. 2012. № 1. С. 31-38.
13. Каблов Е.Н., Оспенникова О.Г., Вершков А.В. Редкие металлы и редкоземельные элементы – материалы современных и высоких технологий будущего // Труды ВИАМ. 2013. №2. С.1.
14. Дуюнова В. А., Гончаренко Е. С., Мухина И. Ю. и др. Научное наследие академика И. Н. Фридляндера. Современные исследования магниевых и литейных алюминиевых сплавов в ВИАМе // Цветные металлы. 2013. № 9. С. 71-78.
3.
рубрика: Композиционные материалы
О.Н. Комиссар1
Композиционные материалы и технологии для аэрокосмической промышленности
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В настоящее время использование передовых композиционных материалов определяет степень совершенства продукции аэрокосмической отрасли. Растущие объемы производства многокомпонентных материалов, удешевление на фоне улучшения характеристик расширяют их горизонты использования, как в оборонно-промышленном комплексе, так и в гражданских отраслях. И здесь самым «ходовым товаром» являются полимерные композиционные материалы (ПКМ)
Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, головные обтекатели, размеростабильные конструкции, препреги, б
4.
рубрика: Жаропрочные материалы
О.Г. Оспенникова1, М.Р. Орлов1, В.В. Автаев1
Анизотропия упругопластических характеристик жаропрочных никелевых сплавов – основа конструирования монокристаллических турбинных лопаток
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
Приведены результаты исследований разрушения монокристаллических рабочих лопаток турбины высокого давления в процессе эксплуатации газотурбинного двигателя. Выполнен анализ влияния азимутальной ориентации кристаллической решетки жаропрочного никелевого сплава на усталостное разрушение лопатки. Представлены результаты расчетов коэффициентов запаса статической прочности в критических зонах пера монокристаллических лопаток охлаждаемой и неохлаждаемой конструкции для различных аксиальных кристаллографических ориентаций сплава.
Подход, основанный на минимизации действующих напряжений сдвига в системах наилегчайшего скольжения сплава посредством регламентации кристаллографической ориентации монокристалла относительно системы координат лопатки, является эффективным инструментом для обеспечения требуемых запасов статической и динамической прочности при конструировании монокристаллических лопаток.
Подход, основанный на минимизации действующих напряжений сдвига в системах наилегчайшего скольжения сплава посредством регламентации кристаллографической ориентации монокристалла относительно системы координат лопатки, является эффективным инструментом для обеспечения требуемых запасов статической и динамической прочности при конструировании монокристаллических лопаток.
Ключевые слова: монокристаллические жаропрочные никелевые сплавы, аксиальная и азимутальная ориентация, коэффициенты
Список литературы
1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 7 − 17.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 19 − 36.
3. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 36 − 52.
4. Каблов Е.Н. Литые лопатки газотурбинных двигателей. Сплавы, технология, покрытия. – М.: МИСиС. 2001. 632 с.
5. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Сурова В.А. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных сплавов с монокристаллической и композиционной структурой // Авиационные материалы и технологии. 2012. №1. С. 3 – 8.
6. Шалин Р.Е., Светлов И.Л., Качанов Е.Б. Монокристаллы никелевых жаропрочных сплавов. М.: Машиностроение, 1977, 336 с.
7. Орлов М.Р. К вопросу о диагностике повреждений лопаток газотурбинных двигателей // Нові матеріали і технології. 2004. № 2. С. 19 – 23.
8. Каблов Е.Н., Орлов М.Р., Оспенникова О.Г. Механизмы образования пористости в монокристаллических лопатках турбины и кинетика ее устранения при горячем изостатическом прессовании // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 117 – 129.
9. Орлов М.Р., Якимова М.С. Замедленное разрушение монокристаллических лопаток из жаропрочного сплава ЖС26-ВИ в процессе эксплуатации ГТУ //Газотурбинные технологии. 2011. № 8. С. 10 – 15.
10. Способ изготовления монокристаллической отливки рабочей лопатки турбины газотурбинного двигателя с заданными аксиальной и азимутальной ориентацией сплава: пат. 2329120. Рос. Федерация; опубл.: 20.07.2008.
11. Жеманюк П.Д., Рубель О.В., Яценко В.К., Орлов М.Р. Моделирование кристаллографической анизотропии длительной прочности монокристаллов никелевых жаропрочных сплавов // Авиационно-космическая техника и технология. 1999. Вып. 9. С. 346 – 350.
12. Орлов М.Р., Рубель О.В. Ориентационная зависимость механических свойств, жаропрочности и усталостной прочности охлаждаемых рабочих лопаток турбины высокого давления из монокристаллического жаропрочного сплава / Авиационные технологии 21-го века: Сборник трудов 5-го Международного научно-технического симпозиума 17 – 22 августа 1999. г. Жуковский, Россия. С. 66 – 71.
13. Бернштейн М.Л., Займовский В.А. Механические свойства металлов. – М.: Металлургия. 1979. 496 с.
14. Nitz A., Nembach E. Anisotropy of the critical resolved shear stress of a γ´(47 vol.%)-hardened nickel-base superalloy and its constituent γ- and γ´-single-phases //Materials Science and Engineering. 1997. № A234. P. 684 – 686.
15. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Орлов М.Р. Аналитическая оценка анизотропии напряженно-деформированного состояния монокристаллических лопаток турбины // Авиационно-космическая техника и технология. 2000. Вып. 19. С. 246 – 251.
16. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Орлов М.Р. Регламентация выбора КГО лопаток турбины, полученных методом направленной кристаллизации // Технологические системы. 2001. № 3(9). С. 46 – 50.
17. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Гарин О.Л., Лукьянов В.С. Выбор оптимальной КГО монокристаллических лопаток турбины по результатам оценки их напряженного состояния / Оценка и обоснование продления ресурса элементов конструкций: Труды конференции «Ресурс 2000». Т 2. ИПМ НАН Украины. Киев. 2000. С. 787 – 793.
18. Каблов Е.Н., Голубовский Е.Р. Жаропрочность никелевых сплавов. – М.: Машиностроение. 1998. 464 с.
19. Биргер И.А., Шор Б.Ф. Термопрочность деталей машин. – М.: Машиностроение. 1975. – 455 с.
20. Zhang G., Yuan H., Li G. Analysis of creep-fatigue life prediction models for nickel-based super alloys // Computational Materials Science. 2012. N 57. P. 80 – 88.
21. Newman J.C. Jr., Annigeri B.S. Fatigue-Life Prediction Method Based on Small-Crack Theory in an engine Material // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. MARCH 2012. vol. 134. P. 032501-1 – 032501-8.
22. Newman J.C. Jr., Yamada Y. Compression precracking methods to generate near-threshold fatigue-crack-growth-rate data // International Journal of Fatigue. 2010. №32. P. 879 – 885.
23. Орлов М.Р., Колотников М.Е., Высотский А.В. Исследование кинетики усталостного разрушения диска турбины высокого давления из сплава ЭП742 // Деформация и разрушение материалов. 2013. №7. С. 7 – 15.
2. Оспенникова О.Г. Стратегия развития жаропрочных сплавов и сталей специального назначения, защитных и теплозащитных покрытий // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 19 − 36.
3. Каблов Е.Н., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Демонис И.М. Никелевые литейные жаропрочные сплавы нового поколения // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 36 − 52.
4. Каблов Е.Н. Литые лопатки газотурбинных двигателей. Сплавы, технология, покрытия. – М.: МИСиС. 2001. 632 с.
5. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б., Сурова В.А. Развитие процесса направленной кристаллизации лопаток ГТД из жаропрочных сплавов с монокристаллической и композиционной структурой // Авиационные материалы и технологии. 2012. №1. С. 3 – 8.
6. Шалин Р.Е., Светлов И.Л., Качанов Е.Б. Монокристаллы никелевых жаропрочных сплавов. М.: Машиностроение, 1977, 336 с.
7. Орлов М.Р. К вопросу о диагностике повреждений лопаток газотурбинных двигателей // Нові матеріали і технології. 2004. № 2. С. 19 – 23.
8. Каблов Е.Н., Орлов М.Р., Оспенникова О.Г. Механизмы образования пористости в монокристаллических лопатках турбины и кинетика ее устранения при горячем изостатическом прессовании // Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 117 – 129.
9. Орлов М.Р., Якимова М.С. Замедленное разрушение монокристаллических лопаток из жаропрочного сплава ЖС26-ВИ в процессе эксплуатации ГТУ //Газотурбинные технологии. 2011. № 8. С. 10 – 15.
10. Способ изготовления монокристаллической отливки рабочей лопатки турбины газотурбинного двигателя с заданными аксиальной и азимутальной ориентацией сплава: пат. 2329120. Рос. Федерация; опубл.: 20.07.2008.
11. Жеманюк П.Д., Рубель О.В., Яценко В.К., Орлов М.Р. Моделирование кристаллографической анизотропии длительной прочности монокристаллов никелевых жаропрочных сплавов // Авиационно-космическая техника и технология. 1999. Вып. 9. С. 346 – 350.
12. Орлов М.Р., Рубель О.В. Ориентационная зависимость механических свойств, жаропрочности и усталостной прочности охлаждаемых рабочих лопаток турбины высокого давления из монокристаллического жаропрочного сплава / Авиационные технологии 21-го века: Сборник трудов 5-го Международного научно-технического симпозиума 17 – 22 августа 1999. г. Жуковский, Россия. С. 66 – 71.
13. Бернштейн М.Л., Займовский В.А. Механические свойства металлов. – М.: Металлургия. 1979. 496 с.
14. Nitz A., Nembach E. Anisotropy of the critical resolved shear stress of a γ´(47 vol.%)-hardened nickel-base superalloy and its constituent γ- and γ´-single-phases //Materials Science and Engineering. 1997. № A234. P. 684 – 686.
15. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Орлов М.Р. Аналитическая оценка анизотропии напряженно-деформированного состояния монокристаллических лопаток турбины // Авиационно-космическая техника и технология. 2000. Вып. 19. С. 246 – 251.
16. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Орлов М.Р. Регламентация выбора КГО лопаток турбины, полученных методом направленной кристаллизации // Технологические системы. 2001. № 3(9). С. 46 – 50.
17. Жеманюк П.Д., Яценко В.К., Рубель О.В., Гарин О.Л., Лукьянов В.С. Выбор оптимальной КГО монокристаллических лопаток турбины по результатам оценки их напряженного состояния / Оценка и обоснование продления ресурса элементов конструкций: Труды конференции «Ресурс 2000». Т 2. ИПМ НАН Украины. Киев. 2000. С. 787 – 793.
18. Каблов Е.Н., Голубовский Е.Р. Жаропрочность никелевых сплавов. – М.: Машиностроение. 1998. 464 с.
19. Биргер И.А., Шор Б.Ф. Термопрочность деталей машин. – М.: Машиностроение. 1975. – 455 с.
20. Zhang G., Yuan H., Li G. Analysis of creep-fatigue life prediction models for nickel-based super alloys // Computational Materials Science. 2012. N 57. P. 80 – 88.
21. Newman J.C. Jr., Annigeri B.S. Fatigue-Life Prediction Method Based on Small-Crack Theory in an engine Material // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. MARCH 2012. vol. 134. P. 032501-1 – 032501-8.
22. Newman J.C. Jr., Yamada Y. Compression precracking methods to generate near-threshold fatigue-crack-growth-rate data // International Journal of Fatigue. 2010. №32. P. 879 – 885.
23. Орлов М.Р., Колотников М.Е., Высотский А.В. Исследование кинетики усталостного разрушения диска турбины высокого давления из сплава ЭП742 // Деформация и разрушение материалов. 2013. №7. С. 7 – 15.
5.
рубрика: Защита от климатических и микробиологических поражений
С.А. Каримова1, Д.В. Чесноков1
Перспективные технологии для защиты от коррозии и ремонта авиационной техники
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
Эффективность защиты от коррозии авиационной и авиационно-космической техники, а также любых других конструкций и сложных технических систем с длительным календарным сроком эксплуатации определяется и зависит от выполнения целого ряда мероприятий, входящих в систему комплексной противокоррозионной защиты. Направление по созданию и применению перспективных защитных и функциональных покрытий является одним из главных и определяющих работоспособность изделий во всеклиматических условиях эксплуатации.
Ключевые слова: защита от коррозии, многослойные покрытия, обработка поверхности.
Список литературы
1. Каримова С.А. Коррозия – главный враг авиации. / Наука и жизнь. 2007. №6
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С.7-17.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С.157-166.
4. Виноградов С.С. Экологически безопасное гальваническое производство /Под ред. проф. В.Н. Кудрявцева. – Изд. 2-е, перераб. и доп.; –М.: Глобус. 2002. – 352 с.
5. Солнцев С. С., Розенкова В. А., Миронова Н. А., Гаврилов С. В. Керамические покрытия для защиты высокопрочной стали при термической обработке // Авиационные материалы и технологии. 2011. № 4. С. 3-8.
6. Солнцев С.С. Высокотемпературные композиционные материалы и покрытия на основе стекла и керамики для авиакосмической техники // Авиационные материалы и технологии. 2012. № 1. С. 12-16.
7. Виноградов С.С., Губенкова О.А., Демин С.А., Каримова С.А. Термостойкое шликерное покрытие для защиты от коррозии углеродистых сталей. / Сб. статей IX Всерос. научн.-практ. конф. «Защитные и специальные покрытия, обработка поверхности в машиностроении и приборостроении»/ Под ред. Ю.П. Перелыгина, д.т.н. проф. (ПГУ) – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 17-19.
8. Кондрашов Э.К., Семенова Л.В. Прогресс в области авиационных лакокрасочных материалов / В сб. Авиационные материалы и технологии. Вып. «Лакокрасочные материалы и покрытия». М.: ВИАМ. 2003 с.3-10.
9. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Малова Н.Е., Лебедева Т.А. Развитие авиационных лакокрасочных материалов // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5, С. 49-54.
10. Сибилева С.В., Каримова С.А. Обработка поверхности титановых сплавов с целью обеспечения адгезионных свойств: обзор // Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №8. С. 18–24.
11. Состав для удаления продуктов коррозии на деталях из алюминиевых сплавов. Пат. 2157425. Рос. Федерация, опубл. 10.10.2000.
12. Состав для химической обработки алюминия и его сплавов. Пат. 2276698. Рос. Федерация, опубл. 20.05.2006.
2. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С.7-17.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С.157-166.
4. Виноградов С.С. Экологически безопасное гальваническое производство /Под ред. проф. В.Н. Кудрявцева. – Изд. 2-е, перераб. и доп.; –М.: Глобус. 2002. – 352 с.
5. Солнцев С. С., Розенкова В. А., Миронова Н. А., Гаврилов С. В. Керамические покрытия для защиты высокопрочной стали при термической обработке // Авиационные материалы и технологии. 2011. № 4. С. 3-8.
6. Солнцев С.С. Высокотемпературные композиционные материалы и покрытия на основе стекла и керамики для авиакосмической техники // Авиационные материалы и технологии. 2012. № 1. С. 12-16.
7. Виноградов С.С., Губенкова О.А., Демин С.А., Каримова С.А. Термостойкое шликерное покрытие для защиты от коррозии углеродистых сталей. / Сб. статей IX Всерос. научн.-практ. конф. «Защитные и специальные покрытия, обработка поверхности в машиностроении и приборостроении»/ Под ред. Ю.П. Перелыгина, д.т.н. проф. (ПГУ) – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 17-19.
8. Кондрашов Э.К., Семенова Л.В. Прогресс в области авиационных лакокрасочных материалов / В сб. Авиационные материалы и технологии. Вып. «Лакокрасочные материалы и покрытия». М.: ВИАМ. 2003 с.3-10.
9. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Малова Н.Е., Лебедева Т.А. Развитие авиационных лакокрасочных материалов // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5, С. 49-54.
10. Сибилева С.В., Каримова С.А. Обработка поверхности титановых сплавов с целью обеспечения адгезионных свойств: обзор // Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №8. С. 18–24.
11. Состав для удаления продуктов коррозии на деталях из алюминиевых сплавов. Пат. 2157425. Рос. Федерация, опубл. 10.10.2000.
12. Состав для химической обработки алюминия и его сплавов. Пат. 2276698. Рос. Федерация, опубл. 20.05.2006.
6.
рубрика: Композиционные материалы
Д.А. Климов1, В.Е. Низовцев1, О.В. Низовцева1, А.Д. Бортников1
Наноструктурные металлокерамоматричные и интеркерамические композиционные материалы для перспективных изделий авиационной техники
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В статье приводится краткий обзор свойств и областей применения разработанных и исследованных наноструктурированных металлокерамоматричных и интеркерамических композиционных материалов и покрытий нового поколения с широким спектром применения. Физико-механические и специальные свойства полученных материалов и проведенные исследования позволяют сделать вывод о больших перспективах применения наноструктурированных металлокерамоматричных и интеркерамических композиционных материалов на основе карбидов, нитридов, силицидов и диборидов переходных и тугоплавких металлов для авиакосмических объектов
Ключевые слова: наноструктурированные металлокерамоматричные и интеркерамические материалы; тугоплавкие карбиды; нит
Список литературы
1. Низовцев В.Е., Мыктыбеков Б., Климов Д.А., Халутин А.А., Суслин В.Н., Технический отчет «Разработка подшипников скольжения с антифрикционными покрытиями на основе металлополимеров, керамополимеров или композиционных материалов с использовавнием квазикристаллов», ФГУП «ЦИАМ» им. П.И. Баранова, Москва, 2010. инв. №13912.
2. Климов А.К., Климов Д.А., Крылов Е.А., Перекатов Ю.А. Композиционные материалы для двигателестроения // Автомобильная промышленность. 2003. №1. С. 27-30.
3. Косолапова Т.Я., Федорус В.Б., Кузьма В.Б. // Неорганические материалы. 1966. Т.2. №8. С. 1516-1520.
4. Гранов В.И., Глазков А.В. // Неорганические материалы». 1975. Т.11. №2. С. 226-229.
5. Климов Д.А., Шкарупа И.Л., Плясункова Л.А., Шкарупа М.И. Исследование свойств материалов на основе карбида кремния // Новые огнеупоры. 2009. №6.
6. Гнесин Г.Г. Карбидокремниевые материалы.– М.: Металлургия. 1977.
2. Климов А.К., Климов Д.А., Крылов Е.А., Перекатов Ю.А. Композиционные материалы для двигателестроения // Автомобильная промышленность. 2003. №1. С. 27-30.
3. Косолапова Т.Я., Федорус В.Б., Кузьма В.Б. // Неорганические материалы. 1966. Т.2. №8. С. 1516-1520.
4. Гранов В.И., Глазков А.В. // Неорганические материалы». 1975. Т.11. №2. С. 226-229.
5. Климов Д.А., Шкарупа И.Л., Плясункова Л.А., Шкарупа М.И. Исследование свойств материалов на основе карбида кремния // Новые огнеупоры. 2009. №6.
6. Гнесин Г.Г. Карбидокремниевые материалы.– М.: Металлургия. 1977.
7.
рубрика: Функциональные и интеллектуальные материалы
Н.И. Нефедов1, В.А. Кузнецова1, Т.А. Лебедева1, Л.В. Семенова1
Лакокрасочные материалы с пониженным содержанием вредных и токсичных компонентов для окраски агрегатов и конструкций из ПКМ
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В связи с ужесточением требований к охране окружающей среды всё большее значение приобретают материалы, производство и применение которых не связано с использованием токсичных и пожароопасных органических веществ.
Лакокрасочные материалы для окраски агрегатов и конструкций из полимерных композиционных материалов весьма разнообразны. Многие из них специально разрабатывают для этой цели, при этом они должны обеспечивать прочную связь покрытия с поверхностью пластика, возможность сушки покрытий при температуре, не вызывающей плавления и деструкции пластика, стойкость покрытия к условиям эксплуатации
Лакокрасочные материалы для окраски агрегатов и конструкций из полимерных композиционных материалов весьма разнообразны. Многие из них специально разрабатывают для этой цели, при этом они должны обеспечивать прочную связь покрытия с поверхностью пластика, возможность сушки покрытий при температуре, не вызывающей плавления и деструкции пластика, стойкость покрытия к условиям эксплуатации
Ключевые слова: лакокрасочные материалы, технология окраски, покрытия, конструкции из ПКМ.
Список литературы
1. Чеботаревский В.В., Кондрашов Э.К. Технология лакокрасочных покрытий в машиностроении. – М.: Машиностроение. 1978. 295 с.
2. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А., Малова Н.Е. Развитие авиационных лакокрасочных материалов // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5. С. 49–54.
3. История авиационного материаловедения: ВИАМ – 75 лет поиска, творчества, открытий /Под общ. ред. Е.Н. Каблов. – М.: Наука. 2007. 343 с.
4. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
5. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и техно-логий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
6. Семенова Л.В., Малова Н.Е., Кузнецова В.А., Пожога А.А. Лакокрасочные материалы и покрытия //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 315–327.
7. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А. Основные направления повышения эксплуатационных, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники //Журнал РХО им. Д.И. Менделеева. 2010. Т. LIV. №1. С. 96–102.
8. Бейдер Э.Я., Донской А.А., Железина Г.Ф., Кондрашов Э.К., Сытый Ю.В., Сурнин Е.Г. Опыт применения фторполимерных материалов в авиационной технике //Российский химический журнал. 2008. Т. LII. №3. С. 30–44.
9. Бузник В.М. Сверхгидрофобные материалы на основе фторполимеров //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 29–34.
10. Семенова Л.В., Кондрашов Э.К. Модифицированный бромэпоксидный лак ВЛ-18 для защиты полимерных композиционных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2010. №1. С. 29–32.
11. Кондрашов Э.К. Сверхтонкие взаимодействия и диффузия в полимерах. – М.: Спутник. 2004. 77 с.
12. Нефедов Н.И., Семенова Л.В. Тенденции развития в области конформных покрытий для влагозащиты и электроизоляции плат печатного монтажа и элементов радиоэлектронной аппаратуры //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 50–52.
13. Семенова Л.В., Родина Н.Д., Нефедов Н.И. Влияние шероховатости систем лакокрасочных покрытий на эксплуатационные свойства самолетов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 37–40.
14. Кондрашов Э.К., Козлова А.А., Малова Н.Е. Исследование кинетики отверждения фторполиуретановых эмалей алифатическими полиизоцианатами различных типов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 48–49.
15 Кузнецова В.А., Деев М.С., Кондрашов Э.К., Кузнецов Г.В. Влияние отвердителей на микроструктуру и свойства модифицированного эпоксидного связующего для топливостойкого покрытия // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №11. С. 38–41.
2. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А., Малова Н.Е. Развитие авиационных лакокрасочных материалов // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №5. С. 49–54.
3. История авиационного материаловедения: ВИАМ – 75 лет поиска, творчества, открытий /Под общ. ред. Е.Н. Каблов. – М.: Наука. 2007. 343 с.
4. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231–242.
5. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и техно-логий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
6. Семенова Л.В., Малова Н.Е., Кузнецова В.А., Пожога А.А. Лакокрасочные материалы и покрытия //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 315–327.
7. Кондрашов Э.К., Кузнецова В.А., Семенова Л.В., Лебедева Т.А. Основные направления повышения эксплуатационных, технологических и экологических характеристик лакокрасочных покрытий для авиационной техники //Журнал РХО им. Д.И. Менделеева. 2010. Т. LIV. №1. С. 96–102.
8. Бейдер Э.Я., Донской А.А., Железина Г.Ф., Кондрашов Э.К., Сытый Ю.В., Сурнин Е.Г. Опыт применения фторполимерных материалов в авиационной технике //Российский химический журнал. 2008. Т. LII. №3. С. 30–44.
9. Бузник В.М. Сверхгидрофобные материалы на основе фторполимеров //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 29–34.
10. Семенова Л.В., Кондрашов Э.К. Модифицированный бромэпоксидный лак ВЛ-18 для защиты полимерных композиционных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2010. №1. С. 29–32.
11. Кондрашов Э.К. Сверхтонкие взаимодействия и диффузия в полимерах. – М.: Спутник. 2004. 77 с.
12. Нефедов Н.И., Семенова Л.В. Тенденции развития в области конформных покрытий для влагозащиты и электроизоляции плат печатного монтажа и элементов радиоэлектронной аппаратуры //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 50–52.
13. Семенова Л.В., Родина Н.Д., Нефедов Н.И. Влияние шероховатости систем лакокрасочных покрытий на эксплуатационные свойства самолетов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №2. С. 37–40.
14. Кондрашов Э.К., Козлова А.А., Малова Н.Е. Исследование кинетики отверждения фторполиуретановых эмалей алифатическими полиизоцианатами различных типов //Авиационные материалы и технологии. 2013. №1. С. 48–49.
15 Кузнецова В.А., Деев М.С., Кондрашов Э.К., Кузнецов Г.В. Влияние отвердителей на микроструктуру и свойства модифицированного эпоксидного связующего для топливостойкого покрытия // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2012. №11. С. 38–41.
8.
рубрика: Технологии переработки материалов
Е.Н. Иода1, М.Д. Пантелеев1
Особенности сварки трением с перемешиванием высокопрочных алюминиевых сплавов В-1461 и В-1469
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В работе рассмотрены особенности технологии сварки трением с перемешиванием новых высокопрочных алюминий-литиевых сплавов В-1461, В-1469, показаны технико-экономические преимущества процесса, проведена отработка технологических параметров и выбраны оптимальные режимы сварки трением с перемешиванием, обеспечивающие высокий уровень механических свойств сварного соединения.
Исследовано влияние различных типов инструмента и технологических параметров процесса сварки трением с перемешиванием на качество формирования сварного соединения, а также на образование дефектов. Исследовано влияние режима сварки на уровень прочности и на распределение микротвердости в поперечном сечении сварного соединения. Исследовалось влияние режимов СТП, формы и размеров инструмента на структурно-фазовое состояние различных зон сварных соединений
Исследовано влияние различных типов инструмента и технологических параметров процесса сварки трением с перемешиванием на качество формирования сварного соединения, а также на образование дефектов. Исследовано влияние режима сварки на уровень прочности и на распределение микротвердости в поперечном сечении сварного соединения. Исследовалось влияние режимов СТП, формы и размеров инструмента на структурно-фазовое состояние различных зон сварных соединений
Ключевые слова: сварка трением с перемешиванием, сварка алюминий-литиевых сплавов, формирование сварного соединения,
Список литературы
1. АнтиповВ.В., Сенаторова О.Г., Ткаченко Е.А., Вахромов Р.О. Алюминиевые деформируемые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С.167-182.
2. Фридляндер И.Н., Чуистов А.Л., Березина Н.И. Алюминий-литиевые сплавы. Структура и свойства. – Киев: Наукова думка. 1992. 190 с.
3. Kablov E.N., Lukin V.I. Characteristic features of Al-Li alloys welding // New Materials and Technologies in 21st Century. BeijingChina. 2001.
4. Efremov I.S., Yarovinskii Yu.U., Lukin V.I. Design and fabrication of large structures of aluminium-lithium alloys for aerospace technology // Welding International. 1997. Vol. 11. №5. p.387 – 392.
5. Лукин В.И., Разуваев Е.Н., Фридляндер И.Н., Иода Е.Н. Новые наукоемкие технологии в технике – М.:. АО НИИ ЭНЦИТЕХ. 1996. Т.5. 282с.
6. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Жегина И.П., Иода Е.Н. Особенности и перспективы сварки алюминий-литиевых сплавов / В сб. Авиационные материалы и технологии. Технология производства авиационных металлических материалов. ФГУП «ВИАМ». 2002. С.12-19.
7. Клочкова Ю.Ю., Грушко О.Е., Ланцова Л.П. и др. Освоение в промышленном производстве полуфабрикатов из перспективного алюминий-литиевого сплава В-1469 // Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С.8-12.
8. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В. и др. Повышение надежности сварных соединений из высокопрочного алюминиево-литиевого сплава В-1461 // Сварочное производство. 2010. № 11. С. 14-17.
9. Лукин В.И., Оспенникова О.Г., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д., Сварка алюминиевых сплавов в авиакосмической промышленности // Сварка и диагностика 2013. №2. С. 47-52.
10. Штрикман М.М. Состояние и развитие процесса сварки трением линейных соединений (аналитический обзор). Ч.1 // Сварочное производство. 2007. № 9. С. 35-40.
11. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В. и др. Особенности формирования сварного соединения при сварке трением с перемешиванием алюминиевого сплава В-1469 // Сварочное производство. 2012. № 6. С. 30-36.
12. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
13. Рыльников В.С., Лукин В.И. Припои, применяемые для пайки материалов авиационного назначения // Труды ВИАМ. 2013. №8. С.2.
2. Фридляндер И.Н., Чуистов А.Л., Березина Н.И. Алюминий-литиевые сплавы. Структура и свойства. – Киев: Наукова думка. 1992. 190 с.
3. Kablov E.N., Lukin V.I. Characteristic features of Al-Li alloys welding // New Materials and Technologies in 21st Century. BeijingChina. 2001.
4. Efremov I.S., Yarovinskii Yu.U., Lukin V.I. Design and fabrication of large structures of aluminium-lithium alloys for aerospace technology // Welding International. 1997. Vol. 11. №5. p.387 – 392.
5. Лукин В.И., Разуваев Е.Н., Фридляндер И.Н., Иода Е.Н. Новые наукоемкие технологии в технике – М.:. АО НИИ ЭНЦИТЕХ. 1996. Т.5. 282с.
6. Каблов Е.Н., Лукин В.И., Жегина И.П., Иода Е.Н. Особенности и перспективы сварки алюминий-литиевых сплавов / В сб. Авиационные материалы и технологии. Технология производства авиационных металлических материалов. ФГУП «ВИАМ». 2002. С.12-19.
7. Клочкова Ю.Ю., Грушко О.Е., Ланцова Л.П. и др. Освоение в промышленном производстве полуфабрикатов из перспективного алюминий-литиевого сплава В-1469 // Авиационные материалы и технологии. 2011. №1. С.8-12.
8. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В. и др. Повышение надежности сварных соединений из высокопрочного алюминиево-литиевого сплава В-1461 // Сварочное производство. 2010. № 11. С. 14-17.
9. Лукин В.И., Оспенникова О.Г., Иода Е.Н., Пантелеев М.Д., Сварка алюминиевых сплавов в авиакосмической промышленности // Сварка и диагностика 2013. №2. С. 47-52.
10. Штрикман М.М. Состояние и развитие процесса сварки трением линейных соединений (аналитический обзор). Ч.1 // Сварочное производство. 2007. № 9. С. 35-40.
11. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В. и др. Особенности формирования сварного соединения при сварке трением с перемешиванием алюминиевого сплава В-1469 // Сварочное производство. 2012. № 6. С. 30-36.
12. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 г. //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 7–17.
13. Рыльников В.С., Лукин В.И. Припои, применяемые для пайки материалов авиационного назначения // Труды ВИАМ. 2013. №8. С.2.
9.
рубрика: Композиционные материалы
В.В. Березовский1
Применение дисперсно-упрочненных металлических композиционных материалов на основе алюминиевого сплава, армированного частицами SiC в авиационной промышленности
доклад на конференции «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники», Москва, ВИАМ, 26 августа 2013 г.
В работе представлен обзор особенностей применения конструкционного металлического композиционного материала (МКМ) на основе алюминиевого сплава, армированного частицами карбида кремнияв авиационной промышленности. Представлены примеры применения данной системы композиционных материалов. В примерах содержится информация об основных особенностях и требованиях к конкретному применению, включая требования к обслуживанию и особенности исходных материалов. На первый план выдвинут анализ конструкции и изучение особенностей, которые привели к выбору данного МКМ. Отмечены преимущества от использования этого МКМ
Ключевые слова: металлические композиционные материалы, композиционные материалыупрочненными частицами SiC, композиц
Список литературы
1. Каблов Е.Н. Стратегические направлении развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. C. 7-17
2. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В.. Стратегия и развитие композиционных и функцилнальных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. C. 231-241.
3. Курганова Ю.А. Перспективы развития металломатричных компазиционных материалов промышленного назначения // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 30. №3. С. 235 – 240.
4. Курганова Ю.А., Чернышева Т.А., Кобелева Л.И., Курганов С.В. Эксплуатационные характеристики алюмоматричных дисперсно-упрочненных композиционных материалов и перспективы их использования на современном рынке конструкционных материалов // Металлы. 2011. №4. С.71.
5. Каблов Е.Н., Щетанов Б.В., Гращенков Д.В. и др. Металломатричные композиционные материалы на основе Al‒SiC// Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 373-380.
6. Каблов Е.Н., Чибиркин В.В., Вдовин С.М. Изготовление, свойства и применение теплоотводящих оснований из ММК AL-SiC в силовой электронике и преобразовательной технике // Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 20–23.
7. Устройство для получения изделия из металломатричного композиционного материала. Пат. 110310. Рос. Федерация. Опубл. 31.05.2011.
8. KablovE.N., GrashchenkovD.V., IsaevaN.V., Solntsev S.St. Perspective high-temperature ceramic composite materials // Russian Journal of General Chemistry. 2011. Т. 81. № 5. С. 986-991.
9. Милейко С.Т.. Композиты и наноструктуры // Композиты и наноструктуры 2009. №1. С. 6-37.
10. K.M. Shorowordi, A.S.M.A. Haseeb , J.P. Celis. Tribo-surface characteristics of Al–B4C and Al–SiC composites worn under different contact pressures // Wear 2006. №261. P.634–641.
11. Evans, A., C.S. Marchi and A. Mortensen. Metal Matrix Composites in Industry. Kluwer Academic, NewYork2003.. pp: 19-38.
12. Ettore di Russo. Aluminium composite armour // International defense review. 1988. №12. pр.1657-1658.
13. V.V. Ganesh and N. Chawla. Effect of Reinforcement-Particle-Orientation Anisotropy on the Tensile and Fatigue Behavior of Metal-Matrix Composites // Metallurgical and materials transactions. 2003. Volume 34A.
14. W.H.Hunt, D.R.Herling, Application of Aluminum Metal Matrix Composites: Past, Present and Future, International Symposium of Aluminum Applications. / ASM Materials Solutions Conference, Oct.2003 Pittsburgh, PA.
15. M.N.Rittner, Expanding World Markets for MMCs // Journal of Materials. 2001. р.43.
16. MIL-HDBK-5J. Department of defence handbook: Metallic materials and elements for aerospace vehicles structures. 2003. P. 1731.
17. N. Chawla, K.K. Chawla. Metal Matrix Composites. 2006. Springer Sience+Business Media, Inc. Р.401.
18. Beffort. Metal Matrix composites(MMCs) from Space to Earth // Werkstoffe fur Transport und Verkehr Materials Day. 2001.
19. S.Rawal. Metal Matrix Composites for Space Applications // Journal of Materials. 2001. Vol.53. pp.14-17.
2. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В.. Стратегия и развитие композиционных и функцилнальных материалов // Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. C. 231-241.
3. Курганова Ю.А. Перспективы развития металломатричных компазиционных материалов промышленного назначения // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 30. №3. С. 235 – 240.
4. Курганова Ю.А., Чернышева Т.А., Кобелева Л.И., Курганов С.В. Эксплуатационные характеристики алюмоматричных дисперсно-упрочненных композиционных материалов и перспективы их использования на современном рынке конструкционных материалов // Металлы. 2011. №4. С.71.
5. Каблов Е.Н., Щетанов Б.В., Гращенков Д.В. и др. Металломатричные композиционные материалы на основе Al‒SiC// Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 373-380.
6. Каблов Е.Н., Чибиркин В.В., Вдовин С.М. Изготовление, свойства и применение теплоотводящих оснований из ММК AL-SiC в силовой электронике и преобразовательной технике // Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 20–23.
7. Устройство для получения изделия из металломатричного композиционного материала. Пат. 110310. Рос. Федерация. Опубл. 31.05.2011.
8. KablovE.N., GrashchenkovD.V., IsaevaN.V., Solntsev S.St. Perspective high-temperature ceramic composite materials // Russian Journal of General Chemistry. 2011. Т. 81. № 5. С. 986-991.
9. Милейко С.Т.. Композиты и наноструктуры // Композиты и наноструктуры 2009. №1. С. 6-37.
10. K.M. Shorowordi, A.S.M.A. Haseeb , J.P. Celis. Tribo-surface characteristics of Al–B4C and Al–SiC composites worn under different contact pressures // Wear 2006. №261. P.634–641.
11. Evans, A., C.S. Marchi and A. Mortensen. Metal Matrix Composites in Industry. Kluwer Academic, NewYork2003.. pp: 19-38.
12. Ettore di Russo. Aluminium composite armour // International defense review. 1988. №12. pр.1657-1658.
13. V.V. Ganesh and N. Chawla. Effect of Reinforcement-Particle-Orientation Anisotropy on the Tensile and Fatigue Behavior of Metal-Matrix Composites // Metallurgical and materials transactions. 2003. Volume 34A.
14. W.H.Hunt, D.R.Herling, Application of Aluminum Metal Matrix Composites: Past, Present and Future, International Symposium of Aluminum Applications. / ASM Materials Solutions Conference, Oct.2003 Pittsburgh, PA.
15. M.N.Rittner, Expanding World Markets for MMCs // Journal of Materials. 2001. р.43.
16. MIL-HDBK-5J. Department of defence handbook: Metallic materials and elements for aerospace vehicles structures. 2003. P. 1731.
17. N. Chawla, K.K. Chawla. Metal Matrix Composites. 2006. Springer Sience+Business Media, Inc. Р.401.
18. Beffort. Metal Matrix composites(MMCs) from Space to Earth // Werkstoffe fur Transport und Verkehr Materials Day. 2001.
19. S.Rawal. Metal Matrix Composites for Space Applications // Journal of Materials. 2001. Vol.53. pp.14-17.